С начала октября вступает в силу целый ряд новых правил. Собрали основные изменения, которые могут коснуться россиян.
Вырастут коммунальные платежи
С 1 октября в регионах проходит очередная индексация платы за коммунальные услуги. Размер отличается в зависимости от субъекта и муниципалитета.
Для Краснодарского края Правительство РФ недавно пересмотрело средний индекс: он увеличен с ранее предусмотренных 9,6% до 13,7%. При этом это не означает автоматического роста каждой строки в квитанции на 13,7% — речь идёт об индексе изменения совокупной платы за коммунальные услуги.
Изменятся условия «Семейной ипотеки»
Ставка и максимальная сумма кредита теперь будут зависеть от количества детей и региона проживания. Например, для семей с пятью и более детьми в регионах, не относящихся к Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям, предусмотрена ставка 2% и кредит до 10 млн рублей. Максимальный срок кредита сокращается до 15 лет. Для ИЖС сохраняется ставка 6%.
Ограничат выдачу очень дорогих микрозаймов
С 1 октября МФО не смогут выдать человеку очередной потребительский заём с полной стоимостью выше 200% годовых, если у него уже есть два непогашенных кредита или займа с такой стоимостью. Правило действует для новых договоров и пока установлено до 1 апреля 2027 года. Затем ограничения станут ещё строже. Это предусмотрено Федеральным законом № 545-ФЗ.
Наличные можно будет вносить через чужие банкоматы с помощью СБП
Банки получат возможность подключать сервис cash-in: человек сможет внести наличные через банкомат одного банка и зачислить их на свой счёт в другом банке через СБП. Но здесь важная оговорка — банки сами решают, подключать ли эту функцию.
Лимиты составят 25 тыс. рублей за операцию, 50 тыс. рублей в сутки и 200 тыс. рублей в месяц.
Изменятся правила работы маркетплейсов
Вступает в силу закон о платформенной экономике. Он регулирует работу маркетплейсов, сервисов доставки, классифайдов и других цифровых посредников.
Платформы должны будут проверять продавцов и сведения о товарах, заранее предупреждать партнёров об изменении существенных условий работы, а скидки за счёт продавца устанавливать только после уведомления и с его согласия.
Для покупателей тоже появятся дополнительные гарантии. В частности, при обнаружении недостатка товара покупатель сможет предъявить требования продавцу через саму платформу, а при возврате товара должна быть предусмотрена возможность вернуть деньги через неё.
Для части самозанятых ограничат постоянную работу на одного заказчика через платформы
В некоторых сферах систематической занятостью будет считаться работа через цифровую платформу на одного заказчика от 60 часов в месяц в течение шести месяцев подряд. Если этот предел превышен, платформа должна будет прекратить выдачу заказов именно в этой связке «исполнитель — заказчик». С другими заказчиками самозанятый сможет продолжить работать.
Расширится обязательная маркировка товаров
С 1 октября обязательное нанесение кодов маркировки распространяется на ряд хозяйственных и санитарно-гигиенических товаров и туалетных принадлежностей. В перечень входят, в частности, туалетная бумага, бумажные полотенца, зубные щётки и нити, расчёски, мочалки, средства женской гигиены и подгузники. Немаркированные остатки, произведённые или ввезённые до этой даты, разрешено продавать в переходный период.
Меняются и требования к обороту консервов, маркировке части мясной продукции и продаже автомобильных жидкостей.
Начнут выдавать лицензии на продажу табака и никотинсодержащей продукции
С 1 октября начинается процедура лицензирования оптовой и розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией. За розничную лицензию предусмотрена госпошлина 20 тыс. рублей за каждый год её действия и за каждый торговый объект. При этом сама лицензия станет обязательной для торговли с 1 марта 2027 года.
Изменятся некоторые налоговые правила
ФНС начнёт применять утверждённый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговые нарушения. При наличии такого обстоятельства налоговый штраф должен уменьшаться как минимум в два, но не более чем в десять раз. Учитываться смогут, например, тяжёлое материальное положение, незначительность нарушения, добровольное устранение последствий и возмещение ущерба.
Также меняются отдельные правила применения НДС, в том числе подтверждение ставки 10% для детских товаров и расчёт НДС по некоторым длительным договорам.
Данные с беспилотников смогут стать основанием для проверки земельных участков
Росреестр и Россельхознадзор смогут использовать материалы, полученные с БПЛА, как основание для назначения проверки. Например, речь может идти о самовольном занятии земли, незаконных постройках или неиспользовании участка.
При этом штраф автоматически по фотографии с дрона выписывать не будут: полученная информация станет признаком возможного нарушения.
